Развитие духовно-нравственных идеалов школьников посредством предметов искусства


Духовно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства младших школьников посредством использования элементов краеведения

Автор опыта

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ № 21

Безрук Светлана Владимировна

Раздел 1.

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Возникновение опыта работы связано с содержанием образования, в котором важнейшую роль играет направленность на развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся.

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Сформированность нравственного, эстетического потенциала учащегося является одной из ключевых компетенций, которая показывает уровень духовно-нравственного воспитанности обучающихся. Для диагностики уровня нравственной направленности личности обучающихся был проведен тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». Результаты диагностики среди обучающихся 2 «А», 2 «Б», 2 «В» классов показали, что 65% обучающихся набрали количество баллов, свидетельствующее о достаточной нравственной воспитанности обучающихся, 30% обучающихся показали некоторую безнравственную ориентацию, эгоистическую позицию, 5% обучающихся показали не сформированность нравственных отношений, неустойчивое, импульсивное поведение (Приложение №1).

Уровень сформированности отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду определяли по методике С.М.Петровой «Русские пословицы» 54% обучающихся показали результаты, которые свидетельствуют об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, самим себе; ответы 46% опрошенных говорят об устойчивости нежелательных ценностных отношений.

Таким образом, перед Светланой Владимировной встала проблема создания педагогических условий для духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.

^ Актуальность опыта

Об актуальности духовно - нравственного воспитания  в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни.  Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Традиционными источниками нравственности для нас являются Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Одной из базовых национальных ценностей является любовь к своей малой Родине, своему народу.

Качественные изменения подготовки детей в школе требуют разработки таких форм и методов преподавания, которые способствовали бы созданию условий для воспитания ценностного отношения к своей национальной культуре, в том числе и на уроках изобразительного искусства. Для этого целесообразно создание педагогической среды на основе применения краеведческого материала. К числу таких средств и методов относится преподавание основ орнаментальной культуры, в том числе с краеведческими особенностями, на материале русской народной вышивки.

В данном опыте решаются противоречия:


  • между содержанием образования, которое требует организацию духовно- нравственного воспитания   в процессе обучения и традиционными формами и методами обучения, не предполагающих духовно- нравственное воспитание  обучающихся;

  • между жизненной потребностью развития нравственного, эстетического потенциала учащихся и невозможностью удовлетворить эту потребность на основе сложившегося содержания обучения.

^ Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных психолого-педагогических условий для духовно- нравственного развития обучающихся при изучении русской народной вышивки, на основе орнаментального искусства России и Белгородской области, включенном в учебно-воспитательный процесс.

^ Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2009 года по 2012год и проходила в несколько этапов:

I этап- 2009 - 2010гг. Диагностирование, обнаружение противоречий, определение целей, постановка задач, выбор методов и средств их решения;

II этап - 2010 – 2011 гг. Подбор и апробация педагогических приёмов и методов достижения целей;

III этап - 2011-2012гг. Становление опыта, выявление результативности.

^ Диапазон опыта

Представленный педагогический опыт применяется в системе занятий изобразительным искусством в начальной школе, построенной на использовании краеведческого материала при изучении русской народной вышивки на уроках изобразительного искусства для духовно- нравственного развития обучающихся.

^ Новизна опыта

Заключается в разработке моделей учебных занятий изобразительного искусства для младших школьников, с целью создания психолого-педагогических условий для духовно-нравственного воспитания на основе использования элементов краеведения.

^ Теоретическая база опыта

В основе педагогического опыта лежат идеи психолого-педагогических исследований Данилюка А.Я., Кондакова А.М., Тишкова В.А., которые они представили в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [1].

^ Духовно-нравственное развитие личности – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество [1].

В Федеральном государственном стандарте общего образования (далее — Стандарта) [3] духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании".

Л. В. Занков в своей работе «О начальном обучении» [4] определяет цели, задачи и методы духовно-нравственного воспитания в обучениии: «В целостном процессе общего развития особое место… занимают развитие нравственных чувств, убеждений и воспитание воли. Начальные ступени формирования человека очень далеки от той перспективной цели, к которой стремится воспитатель. Но если эта деятельность организована и на уроке, и вне его, «образовывает стройную систему», и, кроме того, проникнута «самостоятельной мыслью и живым чувством» детей, то главная цель воспитания молодого поколения, - формирование глубоких и нравственных убеждений будет достигнута.

Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны.

Несомненно, особая роль искусства в духовно-нравственном воспитании заключается в том, что произведения изобразительного искусства, классическая музыка, художественная литература и театр способны максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая опытным и любящим наставником, формируется личность ребенка.

О духовно-нравственном потенциале искусства пишет и Сосунцов Е.Ф. в труде «Религиозно-нравственное воспитание в школе»: дети в своем большинстве заняты лишь сами собой. Они считают себя центром, вокруг которого движется весь мир. Следовательно, ребенку необходимо показать, что «кроме него есть другие существа, весьма часто лучше, чем он сам, страдающие от неправды, от злобы, от капризов детей. <…> без развития в детях чувства внимания и любви к другим семя добра в детские души сеется как на каменистую или придорожную почву, на которой никакого плода вырасти не может. Умягчению человеческого сердца, подготовке его к восприятию всего доброго в значительной степени содействует всякое искусство…» [6]

К числу педагогических условий, способствующих  формированию духовно-нравственной развивающей среды на уроках изобразительного искусства в младших классах школы можно отнести:


  • введение в содержание урока чтения стихов и рассказов, театральных сценок, музыкальных фрагментов. С помощью стихов на уроках изобразительного искусства дети учились передавать настроение в творческой работе. Практика показывает, что дети младших классов любят сочинять сказки и их иллюстрировать. Музыка – еще одно средство, которое глубоко проникает в душу, заставляет детей радоваться, печалиться, переживать, поэтому на уроках рисования мной были использованы музыкальные фрагменты.

  • ведение в содержание урока разговора педагога о красивых и некрасивых поступках людей, об отношении человека к природе, к пожилым людям, животным, об отношении к искусству. Это способствует формированию внутреннего мира ребенка. Детям свойственно подражать действиям других людей, поэтому рассказ учителя изобразительного искусства о подвигах воинов, о героических поступках  может вдохновить детей на благородные поступки.

  • учет особенности восприятия младшими школьниками произведений изобразительного искусства. Ведь «дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год вечностью [7].

  • отбор для использования в ходе уроков произведений истинно художественных, достойных внимания, способных проникнуть в душу ребенка, развить его.

  • принятие педагогом в качестве главной цели занятий не искусствоведческий анализ произведений искусства, не рассмотрение технических приемов автора, а научение ребенка воспринимать картину (в том числе и ее колористическое решение) как выражение человеческого отношения к жизни [5]. Формированию навыков полноценного восприятия произведений изобразительного искусства способствуют вопросы, сопровождающие просмотр картин.

  • использование природы в качестве воспитывающего и развивающего фактора. Внимательное, чуткое отношение человека ко всему, что его окружает – одна из важнейших черт человека будущего, которого мы формируем сегодня.  Дети младшего школьного возраста могут быть не только пассивными созерцателями природы, они способны выразить в своих рисунках, плакатах протест против губительного отношения к ней. Общение с природой вызывает у детей эмоциональный порыв, который выливается в потребность творить, фантазировать, воображать. Дети мыслят образами, они эмоциональны и чувственны и, развивая воображение детей, очень важно учить их видеть в силуэтах заснеженных деревьев, в облаках, в узорах  на камнях и прожилках осенних листочков  образы людей, птиц, зверей, сказочных персонажей.

  • стремление найти индивидуальный подход к каждому ученику. Ведь всякий ребенок от природы талантлив, и основная задача учителя – помочь таланту раскрыться. В рисунке дети закрепляют духовно пережитое состояние, глубже чувствуют его. Рисование для них не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

При создании педагогических условий для духовно-нравственного воспитания необходимо соблюдение следующих принципов:

^ 1. Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня

сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

^ 2. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.

^ 3. Нравственная ценность отбора содержания обучения является также важнейшим принципом. Работа с фольклорными формами призвана зарождать чувство гордости перед историей и культурой народов России, осознание вклада национальных культур в создание и развитие общей культуры российского общества как поликультурного явления.

^ 4. Принцип разнообразия и альтруистичности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей: младшие школьники принимают участие в подготовке и организации труда, игр, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира и проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков.

^ 5. Принцип учета потребности обучающихся данной социальной группы, их социальные роли. Процесс воспитания должен быть организован таким образом, чтобы дети осваивали социальные роли, с которыми они впервые сталкиваются в школьной жизни: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности».

^ Выполнение перечисленных условий позволяет создать на уроках изобразительного искусства духовно-нравственную среду, способствующую  повышению уровня духовно-нравственной культуры у младших школьников. При введении синтеза искусств в занятия по рисованию происходит духовно-ценностное обогащение содержания образовательного процесса посредством обращения к актуальным в младшем школьном возрасте музыкальным и художественным образам, играм и сказкам, которые способствуют приближению сложных духовно-нравственных понятий к жизненному опыту детей.

Раздел 2.

Технология описания опыта.

Воспитание духовных и нравственных чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей необходимо для положительной адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности; включения в новый для него коллектив и ситуации сотрудничества с одноклассниками и взрослыми для продуктивного освоения новых видов деятельности.

Методическую основу опыта составляют исследования ведущих ученых по вопросам, методики преподавания изобразительного искусства младшим школьникам; понимая народное искусство как феномена духовной и материальной культуры, специфики орнаментального искусства как базисного компонента в системе художественного образования и творческого воспитания личности; психолого-педагогические особенности развития личности младших школьников.

^ Целью опыта является обеспечение положительной динамики духовно- нравственного развития обучающихся при изучении орнаментального искусства России и Белгородчины на уроках изобразительного искусства на примере изучения и освоении русской народной вышивки.

Обучение школьников орнаментальному искусству на материале изучения и освоения русской вышивки предполагает решении следующих основных задач:

1. Создать условия для формирования нравственного, эстетического потенциала учащегося;

2. Создать условия для развития ценностно-смысловых, учебно-познавательных, социокультурных, коммуникативных, информационных компетенций.

3. Сформировать представление о народном мастерстве, как о духовно связанной с культурой и природой родного края, носителем коллективного опыта;

4. Сформировать у учащихся целостное восприятие вышивки, как части культуры народа.формировать у учащихся целостное восприятие вышивки. хся;

ния и освоения русской народной вышивки;

Важнейшим условием реализации поставленных задач является создание комфортной психологической обстановки, способствующей плодотворному педагогическому сотрудничеству.

Организация духовно нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям [3]:


  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю;

служение Отечеству.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;

справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение

к родителям; уважение достоинства человека, равноправие

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание;

стремление к познанию и истине; целеустремлённость и

настойчивость; бережливость; трудолюбие.

4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа.

5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Один из путей создания условий для воспитания трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, а также ценностного отношения к природе, окружающей среде Светлана Владимировна видит в диалектическом обучении.

Сущность способа авторы А. Гончарук, В Зорина и М. Ботов определили так: «разрешение противоречий, вытекающих из единства противоположностей». Вначале противоположности находятся в состоянии, так сказать, «мирного сосуществования», а потом в процессе развития вещи противоположности приходят в состояние противоречия, которое разрешается появлением новой вещи (нового качества) [8].

Постичь какую-либо вещь можно только в контексте затрагивающих ее связей и преобразований. А задача педагога – с самого начала задать максимально широкий контекст осмысления той или иной вещи. Этот контекст задается с помощью универсальных диалектических законов развития, а также посредством знаний, полученных различными науками. Диалектика в сочетании с научными знаниями позволяет увидеть любую вещь как часть некой динамично развивающейся системы, например системы живой природы или социальной системы. При этом важно понимать, что выделение подобных систем достаточно условно.

Это можно сделать на уроке в процессе моделирования. На основе жизненного опыта (представлений) и уже имеющихся знаний ребята моделируют на уроках различные вещи. На уроках изобразительного искусства это может быть модель русской избы, различные орнаменты. Вот на этом этапе и обнаруживаются противоречия, например, между свойствами и функциональным назначением, между свойствами и внешней средой. На первых порах учитель помогает ребятам подойти к этим противоречиям с помощью наводящих вопросов и аналогий. И здесь часто бывает полезным привлечение знаний из смежных и «далеких» научных областей.

В ходе изложения теоретического материала целесообразно создавать проблемные ситуации, побуждающие детей к активному мышлению, продумывать способы вовлечения детей в диалог о роли и месте народного искусства, русской вышивки в системе познавательной деятельности младших школьников.

Особенностью уроков-дискуссий является включение в их содержание ряда вопросов в адрес учащихся, что позволяет в процессе беседы выявить уровень подготовленности детей к восприятию и усвоению нового материала. Обобщить и систематизировать их знания, а также представление о народном искусстве, об орнаментальном искусстве как базисном его компоненте, о роли и месте в развитии основ эстетической культуры человека.

Специфика такого урока требует подготовки к нему не только учителя, но предварительной подготовки школьников, поэтому, предпочтительно, накануне таких занятий предложить детям для самостоятельной работы перечень вопросов.

На занятиях возможно использование индивидуального задания, необычайный характер которого поможет подготовить заинтересованное обсуждение затронутых дискуссией проблем, связанных с русской народной вышивкой.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания на уроках изобразительного искусства наиболее успешно при организации проектного обучения.

В процессе проведения занятий разного типа следует особо продумывать способы вовлечения учащихся в совместные с учителем рассуждения о материальном и духовном в орнаментальном искусстве русской народной вышивки, ее роли в формировании основ эстетической культуры личности, развитии творчества.

В процессе создания проекта у обучающихся воспитывают уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, честность, толерантность.

В своем опыте учитель рассматривает использование краеведческого принципа, как один из путей воспитания ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях и совершенствованию художественного образования и эстетического восприятия средствами народной вышивки России.

В содержании и организации таких занятий учитель опирается, прежде всего, на традиционную культуру Белгородского края, а так же другие этнические культуры, оказавшиеся влияние на развитие народного искусства нашего региона.

Младшие школьники знакомятся с традиционной вышивкой разных регионов России, в том числе и Белгородского края. Иногда это единственная возможность ощутить вживе историю народа, «вышитые страницы книги народного духа нуждаются в прочтении», для нас не менее важно, чем для своего времени. В своем учебном курсе учитель рассматривал использование краеведческого принципа, как один из путей активизации учебно-воспитательного процесса по изобразительному искусству и совершенствованию художественного образования и эстетического восприятия средствами народной вышивки России на примере урока-экскурсии в краеведческий музей, где учащиеся знакомились с историей и культурой родного края. В содержании и организации таких занятий учитель опирался, прежде всего, на традиционную культуру Белгородского края, а так же другие этнические культуры, оказавшиеся влияние на развитие народного искусства нашего региона.

Такой подход к процессу преподавания народной вышивки полотенец на занятиях по декоративно-прикладному рисованию позволит глубже осознать народное искусство, как органическую духовную культуру человечества.

Воспитание гражданственности, патриотизма, любви к России, своему народу, своему краю учитель воспитывает, применяя уроки-путешествия, уроки-праздники. Также на уроках ИЗО дети выполняют рисунки, связанные с героическими страницами истории России, с государственными праздниками.

^ Наряду с традиционно признанными формами организации учебных занятий автор использует и другие их разновидности:

- «Белогорье – дивная краса» (урок – экскурсия). Организация экскурсии в краеведческий музей Белгородского края.

- «В гостях у Марьи - искусницы» (урок – ролевая игра). Одна из форм привлечения младших школьников к данной теме.

Педагог предстает перед учащимися в русском народном костюме и предлагает познакомиться с народным искусством (русской народной вышивкой).

- «Увлекательное состязание». Коллективный вид деятельности. Класс делится на две команды. Логика проведения учебного занятия:

- каждой команде даются теоретические и практические задания;

- на каждом из этапов урока организуется и оценивается групповая работа команд и индивидуальное выполнение задания капитанами;

- итоги состязания подводятся в конце занятия по набору командами поощрений (художественных открыток).

- «Построй орнамент». Учащемуся предлагается набор символов и фланелеграф, на котором он должен с помощью фигур изобразить орнамент русского народного полотенца. Учащийся не только составляет узор, но и анализирует свою композицию.

^ Урок с использованием компьютерных технологий.

На уроках используются презентации по данной теме:

«Русская народная вышивка. Символика»;

«Образцы вышивальных швов» (Приложение 5)

^ Индивидуальное и/или групповое занятие предусматривает большой удельный вес самостоятельной работы обучающего (обучающихся) с материалом высокого уровня сложности.

^ Групповой зачет подводиться в конце изучения темы на итоговом занятии. При оценивании учитывается выполнение всех видов заданий.

Использование разных видов (возможности) изображения: живописи, графики, скульптуры, разных техник изображения: многоцветной живописи, монохромной, пуантилизма, локального цвета помогают обучающимся выразить свое отношение к своей Родине.

На занятиях, изучая орнамент вышивки разных регионов, дети, сравнивая орнамент способны развернуть обоснованную аргументацию принадлежности вышивки к определенному региону, вычленив характерные особенности цвета, орнамента.

Например: В вышивках мастерских и саратовских мастериц активно используется белый цвет, а рязанские вышивальщицы создают многоцветные узоры с преобладанием красного тона. В Торжке вышивают золотыми нитями. Отличается и техника вышивки. Кроме глади, распространено двустороннее шитье, цветная перевить, ажурная мережка. Для рязанских узоров характерна строгая геометричность, что создается сопоставлением узких и широких полос со звездами-розетками на краях скатертей, дорожек, концах полотенец. Мастерицы из Торжка создают узоры из цветков, листьев и трав. В мстерской вышивке искусно сочетается свободный растительный орнамент с сетками и мережками, акцентирующими лепестками и сердцевины цветков. Они еще более подчеркивают богатство растительных форм, легко и изящно разбросаны по изделию.

Наряду с проведением нетрадиционных уроков Безрук С.В. широко использует практико ориентированные приёмы и методы:


  • Метод сравнений

  • Метод групповых работ

  • Метод свободы в системе ограничений

  • Метод открытий

  • Метод поисковой деятельности

  • Метод привлечения жизненного опыта детей

  • «Кроссворды».

Учитель предлагает учащимся в процессе обучения решение кроссвордов в различных техниках. Кроссворды используются как инструмент тренинга и развития памяти.

1. Учитель задает вопросы по теме урока, учащиеся, правильно отвечая на вопросы, определяют ключевое слово или наоборот, дается ключевое слова за основу (в помощь) и вопросы, в зависимости от уровня знаний учащихся.


р
О
м
б
т
Р
а
д
и
ц
и
и
п
о
л
о
т
е
Н
ц
е
в
о
д
А
с
и
М
в
о
л
с
о
л
н
ц
Е
л
и
Н
и
я
Т
о
ч
к
а

^ Приемы стимулирования и контроля:

- Взаимоконтроль.

- «Конкурс знатоков».

- одному ребенку из команды предлагается для рассмотрения две работы учащихся. Представители от каждой команды должны поделиться впечатлениями, проанализировать их и дать оценку;

- второй тур конкурса состоит в том, чтобы из этих двух работ выбрать наиболее интересную и суметь при этом доказать ее достоинства.

- самоконтроль (самооценивание). Класс самостоятельно выполняет задание. В конце урока, учащиеся анализируют и оценивают собственные работы.

- использование поощрения. В протяжении итогового занятия команды за правильные ответы поощрялись художественными открытками. Каждый участник команды старался внести свою лепту и заслужить положительную оценку. В конце занятия все поощрения суммировались и подводились итоги.

Можно выделить и поощрить отдельных учащихся за проявленные знания и умения на протяжении всей работы или итогового занятия по этой теме.

Разнообразные педагогические условия, способствующие формированию творческой активности детей начальной школы: моделирование художественно-творческих задач разного типа в процессе обучения народной вышивке; учет возрастных особенностей; создание проблемных ситуаций в решении совокупности художественно-творческих задач; интеграция разных видов народного творчества; в разнообразных формах индивидуальных и коллективных формах работы с детьми.

Раздел 3.

Результативность опыта

Основным критерием эффективности сформированности нравственного, эстетического потенциала учащегося является:


  1. Нравственная направленность личности.

  2. Сформированность отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

  3. Развитость чувства прекрасного.

Для диагностики уровня нравственной направленности личности обучающихся был проведен тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». Результаты диагностики приведены в таблице:


год
класс
достаточная нравственная воспитанность

обучающихся


некоторая безнравственная ориентация
не сформированность нравственных отношений/ неустойчивое, импульсивное поведение эгоистическая позиция
2009-2010
2 «А»
15
60%
7
28%
2
8%
2 «Б»
14
56%
9
36%
2
8%
2 «В»
17
68%
6
24%
2
8%
итог
62%
30%
8%
2010-2011
3 «А»
17
68%
5
20%
2
8%
3 «Б»
17
68%
8
32%
0
0%
3 «В»
20
80%
4
16%
1
4%
итог
72%
22%
6%
2011-2012
4 «А»
19
76%
5
20%
0
0%
4 «Б»
21
84%
4
16%
0
0%
4 «В»
22
88%
3
12%
1
4%
итог
83%
16%
1,3 %

Результаты диагностики среди обучающихся 2 «А», 2 «Б», 2 «В» классов в динамике за три года показали эффективность применяемой педагогической системы формирования духовно-нравственных качеств. По сравнению с первоначальными результатами обучающихся достаточную нравственную воспитанность показали в среднем на 21% больше развитие духовно-нравственных идеалов школьников посредством предметов искусства обучающихся. Уменьшилось на 14% количество обучающихся, которые сначала показали некоторую безнравственную ориентацию. Количество обучающихся, показавших не сформированность нравственных отношений/ неустойчивое, импульсивное поведение эгоистическая позиция значительно уменьшилось такой обучающийся остался один. (Приложение №1).

Уровень сформированности отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду определяли по методике С.М.Петровой «Русские пословицы». В 2009г. 54% обучающихся показали результаты, которые свидетельствуют об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, самим себе; ответы 46% опрошенных говорят об устойчивости нежелательных ценностных отношений. Количество обучающихся, проявляющих устойчивость желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, самим себе возросло на 23%.

Развитость чувства прекрасного показало владение обучающимися искусством русской народной вышивки. Так, если на начальном этапе обучения дети использовали недостаточно свои знания и испытывали затруднения в выполнении заданий, связанных с созданием орнаментальных композиций на основе повтора, то в результате итогового среза оказалось, что учащиеся способны самостоятельно строить композицию орнамента для вышивки полотенец на основе традиционных принципов народного искусства России; могут самостоятельно выделять характерные художественно-образного языка орнаментального искусства локальных школ народной вышивки.

Разработанная система занятий, способствовала развитию духовно-нравственных качеств у учащихся. Этот вывод подтверждают данные анкеты для выявления отношения учащихся к художественному народному творчеству (Приложение №3).

Библиографический список.


  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2010. – С.9

  2. Кузьмина С. П. Роль курса «Краеведение» в духовно-нравственном становлении младших школьников // URL:http://www.tulaschool.ru/teachers/57/1228/

  3. Федеральный государственный стандарт общего образования

  4. Л. В. Занков «О начальном обучении» /http://www.zankov.ru/about/history/article=820

  5. С.В.Никитина Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. http://svetanikitina.rusedu.net/post/4475/42608

  6. Сосунцов Е. Религиозно-нравственное воспитание в школе. Казань, 2000.

  7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, «Радянська школа», 2001.

  8. А. Гончарук, В Зорина и М. Ботов Способ диалектического обучения: учимся на противоречиях, М.: ЭСКИМО, 1996

  9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Список приложений.

Приложение № 1- Тест «Размышляем о жизненном опыте» (автор Н. Е. Щуркова)

Приложение № 2 - Тест пословицы (методика С. М. Петровой)

Приложение № 3 - Тест на проверку владения обучающимися искусством русской народной вышивки

Приложение № 4 – методическая разработка по теме: Белогорье – дивная краса.

Приложение №5 - методическая разработка по теме: Путешествие в мир орнамента.

Приложение №6 - методическая разработка по теме: «В гостях у Марьи – искусницы». Знакомство с вышивкой полотенец (рушника).

Приложение №7 - методическая разработка по теме: Чудеса орнамента в виде аппликации


Источник: http://dmee.ru/docs/100/index-39828.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Развитие духовно- нравственных идеалов школьников Пуловер медного цвета с люрексом

Развитие духовно-нравственных идеалов школьников посредством предметов искусства Развитие духовно-нравственных идеалов школьников посредством предметов искусства Развитие духовно-нравственных идеалов школьников посредством предметов искусства Развитие духовно-нравственных идеалов школьников посредством предметов искусства Развитие духовно-нравственных идеалов школьников посредством предметов искусства Развитие духовно-нравственных идеалов школьников посредством предметов искусства Развитие духовно-нравственных идеалов школьников посредством предметов искусства Развитие духовно-нравственных идеалов школьников посредством предметов искусства